Неисправности головки блока цилиндров
ГБЦ - одна из важнейших деталей в двигателе, а значит, его неисправность приводит к дорогостоящему ремонту. Фактически, это просто металлическая крышка. Легко задаться вопросом - что там может сломаться? И тем не менее. Сегодня мы разберем основные неисправности и причины их возникновения. А для этого, надо начать сначала. Понимание строения устройства зачастую позволяет быстро найти «слабые места».
Устройство головки блока цилиндров и где расположена
Основное в двигателе внутреннего сгорания — это, конечно, блок цилиндров. Блок герметично закрыт крышкой – ГБЦ. В четырехтактных двигателях ГБЦ состоит из камер сгораний, газораспределительного механизма, отверстий для впускных и выпускных клапанов, свечей накала и форсунок, масляных каналов, магистралей охлаждающей жидкости и топливно-воздушной смеси, распределительных валов и прокладки.
Как мы понимаем из описания, головка блока цилиндров формирует часть камеры сгорания, в ней содержатся элементы систем питания и зажигания, через нее подаётся воздух или топливно-воздушная смесь и удаляются отработавшие газы, а также – это часть системы охлаждения и смазки ДВС.
Корпус (картер) имеет довольно сложную форму и отливается из алюминиевого сплава или чугуна. Чугунные имеют большой вес, но также и ряд преимуществ - высокая термоустойчивость и механическая прочность, устойчивость к деформациям при нагреве.
Алюминиевые – легче, быстрее охлаждаются благодаря большой теплопроводности материала. На современных машинах в основном используют именно их.
По типу клапанного механизма ГБЦ бывают:
- с одним распределительным валом SOHC (Single Over Head Cam).Здесь клапаны открываются либо коромыслами, либо непосредственно кулачками вала. В таких головках обычно бывает два или три клапана на цилиндр;
- с двумя - DOHC (Double OverHead Cam).Это большинство современных автомобилей. Первый управляет впускными клапанами, а другой — выпускными. На каждый цилиндр приходится по четыре клапана. Благодаря данной конструкции впускные клапаны могут располагаться под большим углом относительно выпускных. Благодаря этому, происходит лучшее наполнение цилиндров воздухом или топливно-воздушной смесью. Эта конструкция сложна, так как требует дополнительного привода;
- ГБЦ без распредвала - OHV (Over Head Valve).Распределительный вал установлен внутри блока цилиндров.
Признаки неисправности ГБЦ
Если клапана не оснащены гидрокомпенсаторами, тогда основное ТО ГБЦ сводится к регулировке зазоров в приводе клапанов. Она осуществляется различными способами —регулировочными винтами, заменой шайб или толкателей. Как часто это необходимо делать, указано в мануале к автомобилю. Но если автовладелец услышал из-под клапанной крышки звонкий стук, то это повод заглянуть в сервис.
Также, признаками неисправности могут служить: сложности с запуском двигателя, особенно при низких температурах, снижение мощности двигателя, белёсый дым из выхлопной трубы, падение уровня масла или охлаждающей жидкости, эмульсия в картере двигателя и на масляном щупе, масляные пятна в расширительном бачке.
Основные неисправности ГБЦ
Перегрев двигателя и некачественные рабочие жидкости – основные причины. Охлаждающая жидкость низкого качества может привести к заклиниванию термостата, разрушению крыльчатки помпы, разгерметизации насоса, засору радиатора и каналов охлаждения.
Повреждение прокладки ГБЦ. Оно может быть вызвано перегревом, износом в процессе эксплуатации или разрушением материала под действующим окружающих факторов и сред (газы, масло, антифриз). Результатом будет падение компрессии, проникновение выхлопных газов в антифриз или охлаждающей жидкости — в масло. Потребуется замена прокладки.
Искривление привалочной плоскости ГБЦ. Основная причина, опять же, перегрев двигателя, а также – низкое качество охлаждающей жидкости. Иногда, можно выровнять фрезеровкой, но это возможно не всегда. Также, может потребоваться замена охлаждающей жидкости и проверка всей системы охлаждения.
Трещины на ГБЦ. Причина – перегрев или неправильная затяжка болтов крепления к блоку двигателя при некорректном монтаже. Чаще всего, в данном случае потребуется замена корпуса.
Износ втулок клапанов. Чаще всего, причина - некачественное масло или износ в при длительной эксплуатации на двигателях с большим пробегом. Втулки подлежат замене.
Износ рабочих поверхностей тарелок клапанов и сёдел. Иногда проблему можно решить притиркой, но при сильном износе (неустойчивая работа на холостом ходу и падение мощности) потребуется замена.
Если слышен стук клапанов при наличии гидрокомпенсаторов, потребуется замена гидроопор. Если гидрокомпенсаторов нет, тогда необходима регулировка зазора.
Износ прокладки клапанной крышки приведет к течи. В данном случае, потребуется замена прокладки.
Износ маслосъёмных колпачков - основная причина повышения расхода масла и появления дыма из выхлопной трубы. Это происходит в результате стекания смазки по стержням во впускной коллектор и далее - в цилиндры. В данном случае, колпачки меняют на новые.
Получить консультацию бесплатно
Для получения консультации, пожалуйста, заполните форму.
Сеть СТО «AutoComplex78» – это специалисты, которые всегда готовы прийти вам на помощь. Наш автосервис в СПб всегда рядом, мы оказываем услуги как на станциях техобслуживания, так и на дорогах.
Техническое состояние машины – это характеристика его функциональности и надёжности. Исправная работа всех узлов является залогом безопасной езды для водителя и пассажиров. Если вам необходима диагностика, консультация или ремонт, обращайтесь к профессионалам в автосервис «AutoComplex78» в СПб. Мы работаем круглосуточно, и всегда решим проблемы с вашим авто, будь то небольшой ремонт, диагностика, или более основательные работы из разряда ремонта подвески и восстановления геометрии кузова. На все наши работы предоставляется гарантия.