Устройство и ремонт роботизированной коробки передач
Сегодняшняя статья будет о роботизированной коробке или, как ее еще называют, «робот». Данная РКПП устанавливается на машинах известных брендов – Volkswagen, Toyota, Opel, Peugeot и прочие. И чтобы понять все проблемы роботизированной коробки передач, сначала рассмотрим принцип работы. По сути, это механическая коробка с автоматическим переключателем передач под контролем компьютера.
Устройство роботизированной коробки передач
То есть, есть первичный вал, вращающийся двигателем, и вторичный с ведомыми шестернями - передающий мощность на оставшуюся часть трансмиссии и на колеса. В коробке в каждый момент времени может быть включена только одна передача. Ведомые шестеренки не закреплены на вторичном валу и свободно вращаются относительно него. Когда требуется включить какую-либо передачу, соответствующая ей ведомая шестерня фиксируется на вторичном валу синхронизатором. Синхронизатор уравнивает угловые скорости вала и шестерни за счет трения, а затем механически соединяет шестерню с валом, что и означает включение передачи.
Если машина стоит на месте, первичный вал соединен с двигателем и вращается ровно с той же скоростью, что и коленвал. Вторичный вал в этот момент не подвижен. Чтобы включить передачу надо уровнять угловые скорости ведомой шестерни и вторичного вала. Но поскольку ведомая шестерня всегда вращается вместе с ведущей, это означает, что надо уровнять скорости вращения валов с поправкой на передаточное число. То есть, нам надо остановить первичный вал, поскольку изменить скорость вращения вторичного мы не можем, а это заглушило бы двигатель, что нам не надо. Это противоречие решается с помощью сцепления - разъем первичного вала от двигателя. Сразу после выключения сцепления первичный вал продолжает вращаться по инерции. Однако, когда водитель включает передачу, синхронизатор мягко останавливает ведомую шестерню, а вместе с ней, и первичный вал. Затем, плавно отпускается сцепление и начинается движение. На уравнивание скоростей валов требуется время, синхронизатор не может это осуществить мгновенно.
На первой передаче происходит разгон, а потом идет переключение на вторую. Для этого снова выключаем сцепление, выключаем первую передачу, включаем вторую, включаем сцепление и продолжаем движение на второй передаче. Логика нам подсказывает, что при переходе с передачи на передачу, а именно, в момент, когда идет размыкание сцепления, разгон должен прекращаться, а это плохо сказывается на скорости разгона. И так оно и есть во всех коробках, кроме «робота».
Преимущества роботизированной коробки передач
«Робот» с одним сцеплением полностью идентичен МКПП, с той лишь разницей, что переключение идет не рычагом, а сервоприводом под управлением компьютера (например, Easytronic на Opel Astra H, Multimode Toyota Corolla, Allshift от Mitsubishi, 2-Tronic от Peugeot, Senso Drive Citroen, Dualogic Fiat, Durashift EST от Ford)или гидроприводом под управлением компьютера (например, SMG Drivelogic от BMW, DSG от Volkswagen, ISR от Lamborghini, R-Tronic от Audi, Quickshift от Renault).
«Робот» типа DSG от Volkswagen имеет два первичных вала. У обоих первичных валов свои сцепления. Нечетные передачи регулируются одним валом, четные – другим. Наличие двух сцепление дает возможность подготовить следующую необходимую передачу заранее. В момент переключения передачи, сцепление одного вала размыкается, а второго – смыкается. В этом случае, сцепление происходит без разрыва потока мощности, без прекращения разгона и очень быстро. При этом КПД остается очень высоким. Это основное преимущество роботизированной коробки.
Минусы РКПП. Когда нужен ремонт роботизированной коробки передач
Разобрав строение и работу РКПП легко можно понять слабые места данной коробки.
В программу заложено определенное количество алгоритмов для каждой коробки. Каждый алгоритм основан на последовательном переключении передач. Если водитель попытается сделать что-то вне алгоритма, это приведет к сбою в работе компьютера. Потребуется помощь специалиста.
На «роботах» категорично не рекомендуется буксовать, стартовать с большим поворотом руля. Это приведет к повреждению сцепления, а именно - износ ведомого диска. К тому же, пробуксовка также негативно влияет на компьютерные «мозги», так как это не заложено в алгоритме работы.
Износ пары - выжимной подшипник/диск сцепления. Как это проявляется. Двигатель заведен, автомобиль едет нормально пока не прогрелся. Прогрелся и на скорости у вас автомобиль сбрасывает передачу и катиться на нейтрале, больше скорости не включаются. Лечится заменой корзина/выжимной/диск сцепления. У Toyota может еще дополнительно меняться передняя крышка. Так как конструкция их РКПП предусматривает механизм, автоматически устраняющий зазор при износе диска сцепления. А этот механизм одноразовый.
Выход из строя актуатора (сервопривода) ощущается тем, что при движении машины с места, автомобиль двигается рывками. В данном случае, потребуется его замена.
В преселективных коробках с мокрым сцеплением, типа DSG, пакеты сцепления находятся в рабочей жидкости, которые очень чувствительны как к его уровню, так и к качеству жидкости.
Наличие гидроблока вынуждает автовладельца к частой замене масла, иначе, как и в АКПП, на многих узлах начнут возникать проблемы.
На «роботах» с одним сцеплением запрещено простаивать в режиме d-drive в «пробке». Это быстро приводит к выходу из строя выжимного подшипника.
«Робот» - есть «робот». А значит, рано или поздно возникнут проблемы с блоком управления. Если машина трогается с места рывками или сбрасывает на нейтраль, это может указывать на возникшие проблемы с блоком управления. Лечится либо перепрограммированием (что может привести к дополнительным проблемам), либо заменой всего блока.
И конечно же, проблема с электроникой.
И вроде бы, при имеющихся «плюсах» РКПП, есть ощутимые «минусы», основной из которых – дорогостоящий ремонт. Как было описано выше, при выходе из строя одного механизма, потребуется замена всей связки.
Получить консультацию бесплатно
Для получения консультации, пожалуйста, заполните форму.
Сеть СТО «AutoComplex78» – это специалисты, которые всегда готовы прийти вам на помощь. Наш автосервис в СПб всегда рядом, мы оказываем услуги как на станциях техобслуживания, так и на дорогах.
Техническое состояние машины – это характеристика его функциональности и надёжности. Исправная работа всех узлов является залогом безопасной езды для водителя и пассажиров. Если вам необходима диагностика, консультация или ремонт, обращайтесь к профессионалам в автосервис «AutoComplex78» в СПб. Мы работаем круглосуточно, и всегда решим проблемы с вашим авто, будь то небольшой ремонт, диагностика, или более основательные работы из разряда ремонта подвески и восстановлениея геометрии кузова. На все наши работы предоставляется гарантия.